Польские авиастрадания

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru
24 Янв 2020


Варшава не хочет покупать для Polska armia американские истребители пятого поколения F-35. Об этом на днях сообщил портал Defence24. По его данным, в польском Генштабе заявили, что эти американские новинки не отвечают их потребностям. Зато, как считают польские летчики, этим интересам прекрасно отвечают старые советские МиГ-29, от которых они не хотят отказываться даже несмотря на то, что у этих самолетов истекает ресурс эксплуатации. "Армейский стандарт" разбирался в польских самолетных интригах.

Советское наследие

В польском военном ведомстве заявили, что у них сейчас есть три полноценные эскадрильи — две на МиГ-29 и одна — на Су-22. МиГи очень хороши на дежурствах, а Су-22 - для выполнения маневров, а потому отказываться от этих надежных машин в пользу американских F-35 им не хочется.

Российские МиГи появились в Польше после того, как Варшава в 1985 году изъявила желание купить в России 36 одноместных истребителей МиГ-29 и шесть учебно-боевых двухместных МиГ-29УБ для двух своих эскадрилий, базирующихся в Миньск-Мазовецки и Познани.

В августе 1989 года первые три МиГ-29УБ и четыре МиГ-29 прибыли в Миньск-Мазовецки. В октябре 1990-го туда же прилетели еще четыре. Но затем распался Советский Союз, следом — Варшавский договор, поставки МиГов из СССР прекратились. Но поляки на тот момент уже оценили достоинства этих машин и очень хотели иметь их на вооружении. Причем настолько, что начали скупать их у стран, которые снимали эти советские машины с вооружения после вступления в НАТО.

Так, в 1995 году польское правительство купило десять МиГ-29 и один МиГ-21УБ в Чехии, обменяв их на 11 польских вертолетов W-3 "Сокол". Затем бывшая ГДР заменила свои МиГи истребителями EF2000 "Тайфун" и отдала полякам восемнадцать МиГ-29 и четыре МиГ-29УБ за символическую плату в один евро.

Самолеты ремонтировались на авиаремонтном заводе в городе Быдгощ. На них ставилось новое бортовое радиоэлектронное оборудование, новые ответчики системы опознавания "свой-чужой" и другие системы, соответствующие стандартам НАТО. Они позволяли МиГам взаимодействовать с истребителями F-16 польских ВВС.

В 2006 году обновленные МиГи заступили на боевое дежурство, а уже в 2009 году был принят трехэтапный план их модернизации. Он начал постепенно реализовываться начиная с 2012 года. Проект модернизации фактически предполагал оставить на самолетах МиГ-29 лишь планер, наполнив его абсолютно новым самым современным содержанием.

Так что когда сейчас польские летчики заявляют о том, что американским F-35 они предпочитают русские МиГ-29, то это не значит, что выбирают старое советское "железо". Модернизированный авиационный комплекс, начиненный новейшей аппаратурой, может быть вполне конкурентоспособен многим последним западным образцам авиатехники.

Ни для кого уже не секрет, что американские истребители пятого поколения F-35 существенно уступают советским МиГ-29 в маневренности. Хотя, надо признать, превосходят их по авионике, вооружению и радиолокационной малозаметности. Правда, как отмечают эксперты, малозаметность F-35 для радаров — это то преимущество, которое реализуется исключительно при ведении воздушного боя на дальних дистанциях. В ближнем бою, считают эксперты, где на первый план выходит именно маневренность, эти американские "невидимки", скорее всего, будут сбиты российскими истребителями поколения "4+" и "4++", не говоря уже о машинах 5-го поколения.

Цена кусается

Негативная позиция польских военных, озвученная порталом Defence24 по поводу их отношения к новым американским истребителям F-35, — это, конечно, пощечина американскому авиапрому. В то же время ряд экспертов убежден: отказаться от сделки по покупке F-35 полякам никто не позволит. И не только потому, что она проталкивается под лозунгом "сдерживания российской агрессии в регионе", но и потому, что на кону миллиарды долларов, за которые будет биться американское оружейное лобби. И поляки сами это понимают. Так что тут, как говорится: милые бранятся — только тешатся. Но поторговаться им все же хочется — считать ведь они умеют. И поторговаться есть за что.

F-35 считается одним из самых дорогих военных истребителей в мире. Программа его создания обошлась американскому бюджету более чем в $1,5 триллиона. Цена каждого самолета (в зависимости от его модификации) составляет порядка $83-18 млн, один час полета в среднем стоит около $30,7 тыс.

В сентябре 2019 года Госдеп США одобрил продажу Польше на $6,5 млрд тридцати двух таких истребителей-бомбардировщиков пятого поколения в варианте F-35A Lightning II, выполненных по стелс-технологии. В комплекте к ним идут тренажеры и ремонтное оборудование. Эти самолеты с улучшенной компьютерной начинкой и самой современной авионикой, новыми бортовыми сенсорами и прошивкой смогут нести на борту больше новейшего вооружения — ракет класса "воздух-воздух", крылатых ракет, кластерных и управляемых авиабомб. И даже две ядерные авиабомбы B61 мощностью от 0,3 до 340 кт в тротиловом эквиваленте.

И все бы ничего, только поляки знают, что многим своим союзникам Вашингтон продает новые F-35 в основном по $85-87 млн. А Варшаве их предлагают купить по цене $203 млн за каждый боевой самолет. Конечно, в модернизированной версии, которую американцы им предлагают, F-35 действительно стоят дороже, но не на столько же!

Видимо, поэтому, сравнивая новейшие F-35 со старыми советскими МиГами (что для американцев уже само по себе оскорбительно), поляки постарались выказать Вашингтону свое явное недовольство ценой предстоящей сделки. И пока союзники таким образом торгуются, у экспертов всего мира появился повод еще раз "потоптаться" на американских F-35, в очередной раз напомнив, что это один из самых технически неудачных проектов американского ВПК.

Врожденные недостатки

Причем говорят об этом не только союзники США, которые уже имеют на вооружении эти машины, но и сами американские военные. Так, на одной из официальных встреч в Пентагоне в начале года Патрик Шанахан, который тогда временно занимал должность министра обороны США, в открытую разразился нецензурной бранью в адрес нового американского истребителя F-35 Lightning II, обвинив этот проект в огромном количестве технических проблем.

Действительно, с этим самолетом у разработчиков как-то сразу не заладилось. Он взлетел на семь лет позже назначенного срока. Эксплуатация его началась в 2012 году, а серийное производство к этому времени так и не было запущено. К 2016 году из-за высокой стоимости проекта, которая оказалась слишком велика даже для огромного военного бюджета США, удалось сделать лишь 194 машины, после чего производство было приостановлено, так как конструкторам постоянно приходилось устранять серьезные недоделки.

По мнению российского ученого, доктора технических наук, специалиста в области процессов управления авиационной техникой, академика РАН, научного руководителя ФГУП "ГосНИИАС", Героя социалистического труда Евгения Федосова, "пытаясь создать универсальную машину, его создатели в проекте F-35 попытались совместить несовместимое. В итоге потеряли объем отсеков вооружения и горючего, а за счет этого — дальность и боевую нагрузку". По мнению академика, новая машина получилась хуже, чем самолет 4-го поколения. После стольких лет работы над ним F-35 до сих пор имеет массу ограничений, что абсолютно недопустимо для машины заявленного класса.

В статистике применения этого самолета постоянно фиксируются часто возникающие проблемы с двигателями, баками и топливными магистралями. Самый громкий скандал с F-35 разразился в 2017 году, когда, взлетев с базы на Окинаве, F-35 чуть было не развалился в воздухе. После этого случая американские летчики на этой авиабазе отказались садиться в кабину этих машин до тех пор, пока производитель F-35, фирма Lockheed Martin, не устранит очевидные технические проблемы во всех его партиях.

Но и это еще не все. Ряд высокопоставленных американских военных открыто говорит о том, что проект F-35 сегодня в принципе не отвечает философии современного воздушного боя. Старые надежные американские F-15 и F-16 в этом смысле куда лучше, не говоря уже о российских МиГ-29, от которых совершенно справедливо не хотят отказываться поляки.

Гладко было на бумаге

Несмотря на все это, американцы не прекращают пиарить свой проект, утверждая, что практически все страны мира буквально мечтают иметь F-35 у себя на вооружении. Среди таких "мечтателей" поначалу была и Польша. Но, похоже, когда мечты столкнулись с реальностью, они начали постепенно таять.

Польские военные посчитали: F-35A Lightning II должны прийти на замену еще советских МиГ-29, которых у Варшавы осталось две эскадрильи. Кроме того, на вооружении Polska armia стоят еще 48 американских истребителей четвертого поколения F-16C и F-16D — это примерно одно авиакрыло (по российским меркам - авиаполк из двух авиаэскадрилий по 24 самолета).

Всего в польских ВВС, по данным военных аналитиков, в боевой готовности из 48 американских F-16C и F-16D находится всего не более 20%. И здесь, чтобы кардинально изменить ситуацию к лучшему, на помощь своих американских друзей полякам рассчитывать не приходится. Кстати, в авиапарке ВВС США исправность новых F-35 в боевом составе ВВС США не превышает 50%.

В Варшаве, видимо, понимают, что покупка разрекламированных F-35 на самом деле не сильно укрепит боевую мощь их авиации. В том числе и потому, что специфика применения этих истребителей предполагает использование их в составе четверки — двумя парами во взаимодействии. В идеале для полного прикрытия предполагаемого участка воздушной границы таких четверок должно быть не менее шести — всего 24 самолета.

Польша покупает 32 единицы — ни то ни се, даже меньше двух эскадрилий. А если, как подсчитали польские военные эксперты, их ВВС не смогут содержать парк Lightning II на уровне боеготовности свыше 50%, то выходит, что реально F-35 в составе польской армии окажется даже меньше эскадрильи?

И тут у поляков, естественно, встал вопрос: так что же лучше? Две полноценные эскадрильи модернизированных и надежных МиГ-29, которые относительно дешево можно отремонтировать, или дорогущие распиаренные американские F-35, от которых мало толку? Особенно если учесть, что ремонт их влетает бюджету в копеечку, а военное применение в таком усеченном составе под большим вопросом.

Не мытьем, так катаньем

Польские военные с ответами на эти вопросы, похоже, решили не спешить и взять паузу. Сейчас они рассматривают вопрос возможной покупки и модернизации истребителей четвертого поколения F-16, а также ремонта своих советских МиГов. Почему бы и нет?

Правда, столь трепетная любовь к русскому оружию несколько дискредитирует любимые страшилки польского военного руководства про агрессивных русских, которые спят и видят, как бы им снова включить Польшу в состав Российской империи. Если бы не все эти выдумки, рассчитанные на запуганного обывателя, можно было бы задуматься над тем, чтобы и еще прикупить военных самолетов у России, которая умеет их делать. Например, новые продвинутые истребители МиГ-35.

Нет, конечно, Варшава не "отвяжется" до такой степени, как Анкара, которая вместо американских систем ПВО/ПРО Patriot посмела купить российские комплексы ПВО С-400, за что нарвалась на санкции США. Однако в последнее время и поляки, по меркам американцев, стали позволять себе слишком много свободы.

К примеру, вместе с F-35 Вашингтон предложил Варшаве взять еще и системы ПВО/ПРО Patriot, оценив общую сумму этой сделки в $12 млрд. Но поляки тянут, делая вид, что думают. А сами тем временем посматривают на китайские системы ПВО/ПРО и европейские истребители. И при этом еще смеют утверждать, что по боевому потенциалу они фактически мало чем уступают дорогим американским F-35.

Возможно, все это и правда. Но, как говорят эксперты, дальше разговоров у поляков дело все же не двинется. Дорого — не дорого, а купить американское вооружение им все же придется. Большая любовь к Америке никому и никогда дешево еще не обходилась. 

Фото: © wikimedia.org

Источник: "Армейский стандарт".



Вернуться к списку


Комментарии

Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений Символы на картинке: